kotomysh: (Default)
[personal profile] kotomysh
В прошлом обзоре я вкратце обрисовала, что значит "вьетнамец" в сознании камбоджийца. Теперь о "китайце". Напомню, что "красных кхмеров" и "режим Пол Пота" обвиняли в ; "этнических чистках" и попытках строить мононациональное коммунистическое общество.
У тайцев есть поговорка: "Каждый таец ненавидит всех китайцев, кроме собственной прабабушки".
Смысл поговорки заключается в том, что все юговосточные народы, формируясь в одном "котле" так или иначе носят в себе некоторое количество китайской крови, давно ли или недавно она "влилась" , но при этом дружно ненавидят китайцев.

Народное отношение к образу "китаец" в ЮА похоже на отношение к образу "еврей" в Европе.

Типичный "китаец" -  это коммерсант, финансист, чиновник  или другой "буржуй", хитрый, всегда придерживающийся интересов исключительно китайской диаспоры. Образ китайца формировался столетиями.
Китай никогда не был тихой державой, довольствующейся своими границами и собственными ресурсами, а китайцы всегда были мобильны и активны.
В сущности,  отношение китайцев к "некитайцам" можно сравнить с отношением британцев к небританцам, как англичане считали себя лучше всех и даже выдумали некое "бремя белого человека", оправдывающее вмешательство в чужие дела, так и китайцы исторически считают всех "некитайцев" дикарями. Как вы понимаете, нравиться это никому не может.

Кроме того, на сегодняшний день в Южно Азиатском регионе в различных пропорциях до 80% экономики контролируется китайцами, которые составляют не более 10% населения. И это тоже немаловажно. Исторически сложилось, что "золотой бизнес", ростовщичество, торговля - в руках китайцев.
Китайцы предпочитают не ассимилироваться, сохраняют язык, обычаи, живут общинами, "Чайна-таунами", как и во всем мире. Предпочитают селиться в городах и не заниматься земледелием,  Традиционно в китайском обществе крайне велика роль семьи - клана, рода. Случаются, конечно, и смешанные браки, которые дают, как правило, преимущества некитайскому члену семьи.
Китайцы поддерживают семейственность, китайские буддийские храмы  строятся семьей на деньги семьи  и так и называются "храм семьи Имярек".  Не только даосизм и конфуцианство, но китайские формы буддизма сохраняют свои национальные особенности и, корме того, являются настолько более "продвинутой" версией буддизма, сравнительно тхеравды, что могут считаться "другой" религией, не говоря уже о тех случаях, когда речь идет о регионах христианских, исламских или индуистских.
Конфуцианство как система взглядов, отношений и практическая система бюрократии, вместе с традиционными крайне высокими требованиями к профессионализму чиновника (мы бы с вами не сдали экзамен, поверьте), делает китайцев эффективными менеджерами при любом правительстве. 
Таким образом, получается, что почти каждый житель ЮА в той или иной форме зависит от "китайца": от чиновника, от работодателя или банкира. Образ "буржуя", "чиновника" и "инородца" объединились в "китайце". 

И наконец, этнические китайцы, если они не слишком смешивались с автохтонным населением, имеют более светлую кожу, что автоматически превращает их в "аристократов" и вызывает жгучую зависть у более темнокожих и более загорелых кхмеров, тайцев, вьетнамцев или индонезийцев.
Вообще, взгляды на красоту в Азии, мягко говоря, не тождественны европейским. Мало того, что существуют местные каноны, как, скажем, черные зубы у народности лы во Вьетнаме, или слишком длинные шеи у народности мяо в Таиланде, или "европейский" нос у тайцев, общим для Азии каноном является белокожесть. 
Самым прекрасным оттенком считается практически незагорающая розовая славянская кожа, следом идет любая европейская, следущая по желанности  японская (отбеленная) цвета слоновой кости, и, наконец, китайская.

Хуацяо - так называют китайцев, которые переселились за границу на временное либо постоянное проживание. В традиционном китайском сознании гражданство не имеет решающего значения, гораздо важнее происхождение предков: уже за то, что в Китае родился ваш прадед, вас будут считать коренным жителем страны. Поэтому традиция не отторгает хуацяо, китайцы воспринимают их как своих сограждан, волей судьбы находящихся вдали от родины Этим объясняется феномен чайнатауна - населенных китайцами кварталов в некитайских городах: там, где китаец, есть и Китай. В мире 30 миллионов хуацяо, которые проживают в основном в Юго-Восточной Азии, Америке и Европе. Возвращение хуацяо на родину, пусть даже через несколько поколений, китайцами воспринимается как радостное событие - воссоединение с семьей. Китай и его диаспора связаны традиционными, родственными и земляческими, культурными, деловыми, информационными связями. Хуацяо являются основными инвесторами в экономику Китая и контролируют местный бизнес в большинстве стран Юго-Восточной Азии.
Чтобы было понятно, кому выгодно присутствие китайцев в различных регионах мира, Традиция и сохранение национальной идентичности, достаточно заметить, что доля инвестиций хуацяо в экономику Китая достигла 80% от всех иностранных. Китай защитил инвестиции хуацяо на государственном уровне. Был принят ряд законов и постановлений защищавших инвестиции и дающих хуацяо большие преференции в инвестиции в материковый Китай. Ставка на хуацяо Китаем себя оправдала. Кроме инвестиций хуацяо привезли в страну технологии, стали быстрыми темпами развиваться промышленность, финансовые услуги, увеличился рост экспорта, выросли валютные резервы.

Китай в 2000 году принял на Третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей внешнеэкономическую стратегию "Идти вовне"- расширение экономических связей и укрепление политических позиций Китая во всем мире. Ставка делается на хуацяо, недаром в Китае говорят "Всюду, где светит солнце, есть и наши собратья".
Стратегия "Идти вовне" призвана решить ряд экономических проблем, стоящих перед современным Китаем: расширить географию сбыта китайских товаров, увеличить импорт сырьевых ресурсов и каналы поступления капиталов и научно-технических достижений из-за рубежа. И для достижения этих целей китайские власти скупиться, не намерены. "Сейчас каждой китайской семье, уезжающей в Африку, родина выдает подъемные - $7000. Если эмигранты в каком-то месте организовали хотя бы чайна-деревню числом более 40 жителей, то на общину выделяются "транши" уже в $100 000", - говорит публицист-китаевед Андрей Девятов.
Становится все более очевидным, что позиции хуацяо в мире будут укрепляться пропорционально росту китайской экономики. Характерна и обратная зависимость. Потенциал китайской диаспоры далеко не исчерпан. По мнению профессора Сингапурского университета Денни Роя, наличие китайских общин за рубежом обеспечивает Китаю долговременные преимущества в конкуренции за создание экономической империи в Азии и способствует укреплению его позиций в мировой экономике.
Китайская община в Кампучии является одной из старейших в Юго-Восточной Азии. В результате длительных миграций, продолжавшихся вплоть до 1950 г., в стране осело довольно значительное число китайцев, в основном выходцев из южных областей Китая. Численность этого национального меньшинства составляла к 1970 г. 450 тыс. человек.


Около 40% камбоджийских хуацяо традиционно проживало в сельской местности, остальные 60% — в горах, причем на долю столицы -  Пномпеня  - приходилось 32% местных китайцев.

В прошлом китайское меньшинство в Кампучии удерживало прочные позиции в экономике, контролируя почти всю внутреннюю торговлю и значительную часть промышленности. В сельском хозяйстве позиции китайцев особенно сильны были в производстве перца, в овощеводстве, транспортировке и сбыте риса.

В 1930 году в Париже по случаю Версальской колониальной выставки была издана “Энциклопедия современного Индокитая”, подготовленная французскими колониальными чиновниками.
В ней говорилось:
Китайцы в Камбодже играют исключительно важную роль. Камбоджиец отдает им все свои симпатии, обожает их, признает за ними превосходство. Китаец в глазах камбоджийца обладает тем же престижем, какой греки и римляне имели у варваров. Политичный, сдержанный, воспитанный, расчетливый в делах, практичный и трудолюбивый китаец становится предметом восхищения для апатичного кхмера. Это ощущение китайского превосходства заставляет кхмеров принимать без внутреннего сопротивления тот факт, что “хуацяо” устраиваются в их стране”.
О том, насколько объективны и беспристрастны французские энциклопедисты и насколько варвары любили римлян, судите сами по своему знанию истории.

Надо сказать, что то, что газетчики именуют "кхмерами", представляет из себя "пирог" из полусотни национальностей, в том числе мусульман-чамов и малайцев, и христиан-зярай и кинь, анимистов - монов, хмонгов, лао, лы... И никто не преследовался "красными кхмерами" по национальному признаку, признаки были совем иными.
Сино-кхмерами называют несколько особняком стоящую прослойку кхмерского многонационального общества. Многочисленные малые народы и народности не выделяются без надобности и обобщаются понятием "кхмер", общими языком и письменностью.
Поскольку китайская община в Кампучии существует давно, то на протяжении многих веков между нею и кхмерами происходили постоянные этнокультурные контакты, широко были распространены и смешанные браки, которые привели к созданию крупной подгруппы сино-кхмеров, игравшей значительную роль в политической и экономической жизни страны. Надо заметить, что сино-кхмер - это не китаец с кхмерской кровью и не кхмер с китайской, что тоже встречается. Сино-кхмеры образовали фактически отдельную культуру со своими традициями и ритуалами,( sino-khmer) отличными как от кхмерских, так и от китайских.

При желании заниматься подтасовками и передергиваниями, существование сложной полиэтнической системы и множественность коннотаций слова "китаец", можно с комфортом использовать, чем и занимаются журналисты всех мастей в зависимости от полученного заказа или собственных предпочтений.

Поэтому, борьба "красных кхмеров" с "китайцами" была не националистической, а империалистической и национально-освободительной по сути.
Не смотря на распространенное заблуждение, курс Пола Пота был "маоистским" ровно столько же, сколько и любые другие коммунистические курсы. 
Пол Пот назвал себя маоистом, только тогда, когда требовалось получить военную помощь и поддержку от Китая.
Он менял свою линию в угоду тем, кто стоял в данный момент у власти в Пекине, и никогда не поддерживал «банду четырёх».
После более двадцати лет, в течении которых Пол Пот настаивал, что не следует ни за каким отдельным зарубежным революционным лидером, он объявил себя маоистом в октябре 1977 г., через месяцем после того, как Вьетнам послал в Кампучию войска. В 1977 г.
Пол Пот критиковал Дэн Сяопина как контрреволюционера. Однако, в 1979 г. и после вьетнамского вторжения в Кампучию, Пол Пот хвалил Дэн Сяопина. Разговоры о маоизме были отброшены, ибо высшим лидером Китая стал Дэн Сяопин, сменив Хуа Гофэна.

Так что, отношения с Китаем и к Китаю были ровно такими, как у небольшой, раздираемой стервятниками страны к любому, кто может ей помочь.
Ничего личного.
Точно так же ничего личного не было в отношении к хуаяцо, только стремление вернуть власть над Камбоджей камбоджийцам.
Тем более, что и сам Пол Пот, и прочие пламенные революционеры были частично или полностью китайцами, или - сино-кхмерами.
Кхиеу Сампхан  - китаец, Иенг Сари, урождёный Ким Чанг из Вьетнама - китаец по матери.
Салот Cap (Пол Пот - сокр. от politic potential ) родился в 1928 году в семье крестьянина. И учился в Сорбонне? Интересно жилось крестьянам в то время в Камбодже, не правда ли?
Сам Пол Пот утверждал, что его отец был крестьянином-бедняком, что вполне объяснимо для лидера - комуниста крестьянской страны.
Но мог ли сын крестьянина-бедняка получить образование и затем даже государственную стипендию, чтобы обучаться во Франции?
По свидетельству короля Нородома Сианука, Пол Пота принадлежал к знатному и богатому роду крупных землевладельцев, состоявших в родственных отношениях с королевской фамилией. Но так ли это?
На эти вопросы помогает ответить Лот Суонг, старший брат Пол Пота.
Он долгое время работал в протокольном отделе при королевском дворе, а жена его Шеп Сами была солисткой королевского балета.
Лот Суонг рассказывает, что отца их звали Пхем Лот и принадлежал он к крестьянам-середнякам.
Однако троюродная сестра Пол Пота по имени Лот Сароун была наложницей короля Монивонга, хотя после его смерти в 1941 году вернулась в родную деревню и вышла замуж за крестьянина. Кхуон Меак, двоюродная сестра Пол Пота, являлась звездой королевского балета и тоже была наложницей Монивонга.
Именно она, пользуясь своим влиянием в окружении короля, помогла многим родственникам “выйти в люди”.
Лот Суонг считает, что именно благодаря ее протекции Пол Пот получил направление на учебу во Францию и государственную стипендию.
Нет полной ясности и с этнической принадлежностью Пол Пота.
В некоторых изданиях его, как и Иенг Сари, относят к китайцам, однако в “Обвинительном акте по делу клики Пол Пота - Иенг Сари” прямо сказано, что они - кхмеры. Но, правда, оба были женаты на китаянках.
Отец Пол Пота был наполовину китайцем, а мать - чистокровной китаянкой.
Все это следует иметь в виду, поскольку китайцы в Камбодже играли своеобразную роль.

И продолжают играть. Растет потихоньку присутствие КНР в регионе, Китай увеличивет объем инвестиций в экономику Камбоджи, появляется все больше китайских ресторанчиков и интернет-кафе с Китайским Интернетом. Даже если в ювелироном магазинчике или золотой лавочке на городском рынке вас обслуживают типичные кхмеры, оглядитесь и заметите неподалеку хозяина-китайца.  Нет пока в Камбодже аляповатых, словно детьми расписанных китайских храмов, не пестрят пока улицы китйскими ресторанчиками, не бурлит в Пномпене неугомонный Чайна-Таун.
Но, думаю, только пока.







This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2020

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122 232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 07:01 am
Powered by Dreamwidth Studios