kotomysh: (ментор)
[personal profile] kotomysh
Знаете что я хочу Вам предложить?
Всего один «тест» на то, подходит ли лично Вам именно в Вашей ситуации конкретно этот вот психотерапевт, или психолог, или называйте-его-как-хотите.
Я буду обобщенно именовать всех "психологами", иначе мы запутаемся.


Так вот. Есть большая, нет, огромная! разница между психологами-консультантами, психологами-психотерапевтами, врачами-психотерапевтами, психотерапевтами-не врачами-не-психологами, психологами- выпускниками медицинского института, медицинскими психологами, и даже между психфаками Университетов разных городов и стран.
А еще есть гештальт-терапия, бихевиор-терапия, разные школы психоанализа, психодрама, рационально-эмоциональная психотерапия, когнитивная.... около 500(!)

Сама я в зависимости от требований ситуации прибегаю к услугам самых разных специалистов.

О том, кто, как и почему называется, об отличиях, которые стоит иметь в виду при выборе специалиста в конкретной ситуации, я расскажу после.
А пока, всего об одном, но очень важном для каждого из нас критерии выбора.


Бывает положение дел, при котором что-то Вам мешает, делает Вашу жизнь недостаточно комфортной, вызывает недовольство...
А бывает ситуация - ее принято называть критической - когда горячо, жжет, припекает, причем прямо сейчас, и не знаешь, что делать... Критическая ситуация обычно вызывает то, что можно именовать «кризисным состоянием», «экстремальным психологическим состоянием», хоть горшком - главное, что Вы сами переживаете ее как «горящую».

Если Вы хотите убить себя, мужа, придушить подушкой маму, выкинуть в окно ребенка, изнасиловать соседку или продать душу дьяволу - не идите к тем, у кого нет для Вас ответа.

Вот пример:
«Есть одна трудность: клиент приходит на терапию, чтобы решить проблемы, которые он имеет в настоящем, и самый частый вопрос: "Что мне делать сейчас?" не имеет ответа. Сейчас вы можете сделать только то, что вы итак делаете. Чтобы изменилось следствие (то, с чем вы имеете дело сейчас), важно изменить изначальный импульс.»

Специалист сообщает, что Ваш вопрос для него «не имеет ответа» в рамках его специализации.
Вам говорят, что «сейчас вы можете сделать только то, что вы и так делаете» - а что именно Вы делаете?
Вы нервничаете, отчаиваетесь и собираетесь совершить непоправимое - убить себя, мужа, маму, ребенка и отправиться в тюрьму... где Вам особенно пригодится психотерапия и будет полно времени на нее.
Или, как вариант, не в тюрьму - а в психиатрическую лечебницу.
Так вот: лучше попасть к психологу до совершения преступления, а не после - авось получится остановиться. Согласны?

Если Вы находитесь в ситуации шантажа, рэкета, принуждения, давления, растерянности, Вам нужен такой специалист, который умеет оказывать помощь в экстренных ситуациях.
Если формально у Вас все хорошо, но Вы чувствуете себя так, словно Вы находитесь в ситуации шантажа, рэкета... - тоже. Ваша субъективная внутренняя оценка - единственный правомочный диагност и советчик.

Если у вас и так все хорошо, но хочется еще лучше - другое дело.
Если вы сами оцениваете свою ситуацию как хорошую или неплохую - значит у вас есть время. А если оно есть, не стоит стараться его экономить.

Вот в зависимости от того, как вы оцениваете свою ситуацию, как «рабочую» или «экстренную», вам и стоит выбирать специалиста.

Есть психологи, которые в силу своих профессиональных особенностей, знаний, умений или убеждений не смогут помочь вам в экстренной ситуации и те, кто будет искать вместе с вами решение и предлагать варианты.
Лучше спросите психолога об этом сразу, чтобы не терять время, деньги, не разочаровываться.
И чтобы не ругать потом психологов на чем свет стоит:)

Пара иллюстраций.
Вот, например, подробное объяснение:
«Консультирование ориентировано на решение проблемы, на снятие симптома, на конкретный здесь и сейчас запрос. В нем зачастую используются техники и постулаты, которые не являются ни глубокой истиной, ни откровением. Это всего-навсего инструменты, применяющиеся для решения проблемы и более комфортного ощущения человека в этом мире. Они позволяют повернуть задачу другим углом, так чтобы можно было ее решить (если она решаема в принципе), объяснить, показать иные способы, научить. Консультирование никогда не претендует на изменение структуры личности человека. Оно ее, безусловно, учитывает и на ней базируется, но только для того, чтобы помочь в конкретной проблеме. И да, в консультировании зачастую используются причинно-следственные связи, чтобы человеку было быстрее и проще понять, что происходит. Качественное консультирование – тоже в своем роде искусство, оно базируется на тех же законах, что и психотерапия, но оно больше направлено на решение проблемы здесь и сейчас». (выделение мое)

Несколько предвзятая, но зато очень точно дающая представление о разнице в расходовании ресурсов, формулировка:
«Консультирование отличается от психотерапии примерно так же как фаст-фуд отличается от качественного и дорогого французского ресторана: и то и другое еда, только для разных случаев жизни. Как не будешь всю жизнь питаться фаст-фудом, так и не будешь есть только в дорогих ресторанах. Всему свое место и время». (выделение мое)


З.Ы.
Не поймите превратно: приведенные цитаты вовсе не означают, что тот, кто помогает быстро и дешево называются "консультантами", а те, кто долго и дорого - "терапевтами". Это не так:)

on 2009-12-18 09:31 pm (UTC)
Posted by [identity profile] anqellika.livejournal.com
Классно написано. И как всегда в точку :)

on 2009-12-18 09:58 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotomysh.livejournal.com
Вы мне льстите:)
(deleted comment)

on 2009-12-18 10:03 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotomysh.livejournal.com
Для полноценной работы все 500 ни к чему. Это всего-лишь разные подходы, эффективность их приблизительно одинакова. Серьезные специалисты редко пользуются каким-то одним методом в чистом виде, обычно, это сочетание различных.

Нет, чтобы назначать лекарства нужно быть врачом. С терминами и названиями напущено много тумана, если интересно, я постепенно расскажу кто есть кто:)

on 2009-12-19 03:55 am (UTC)
Posted by [identity profile] elen123.livejournal.com
Интересно, спасибо.
Мне в тексте, на который Вы ссылаетесь, показалась ключевой фраза "основной фактор в консультировании и терапии – личность терапевта, а также его ориентированность на потребности клиента." По сути психолог заменяет собой мудрого друга, если такового у человека нет.

on 2009-12-19 09:50 am (UTC)
Posted by [identity profile] kotomysh.livejournal.com
Смотря какой психолог и в какой ситуации. Бывает, что клиент ненавидит психолога и в этом тоже заключен психотерапевтический эффект.
Но в целом, да, Вы правы:)

on 2009-12-19 06:38 am (UTC)
Posted by [identity profile] nattaxa.livejournal.com
никогда не была у специалистов...наверное поэтому такая дура)))))хотя нет,вру-была-в больнице,там был штатный психотерапевт который с нами"работал"-прописал мне антидеприсанты с которых я съехала в такую прострацию,что выходила из нее долго и болезненно)))))

on 2009-12-19 09:53 am (UTC)
Posted by [identity profile] kotomysh.livejournal.com
Не известно, куда бы ты "съехала" без них:)
И поправочка: ты не дура:)

on 2009-12-23 04:34 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotocao.livejournal.com
К сожалению, в экстренной ситуации не пообзваниваешь всех с описанием этой самой ситуации и просьбой сказать, есть ли у них для тебя ответ...

on 2009-12-23 06:53 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotomysh.livejournal.com
Да. Поэтому лучше хоть чуть-чуть ориентироваться заранее:)
А вообще, есть кризисные центры, специалисты которых могут подсказать. Поход не к тому специалисту может обернуться чем угодно.

on 2009-12-23 06:58 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotocao.livejournal.com
Конечно. Правда, не знаю кому как, а мне выбрать нелегко, консультации в основном по 250 долл, не напробуешься, а сайты, к сожалению, есть мало у кого. Ну вот например такой - naritsyn.ru, это просто для примера, человек выкладывает консультации, публикации и можно понять, с кем имеешь дело, и подробно пишет, как ведет консультацию и т.п. В киеве у нас пока вот именно такого не видела, увы. Хотя конечно, есть уже кой-какие наработки, но они получены опытным путем:)

on 2009-12-23 07:16 pm (UTC)
Posted by [identity profile] kotomysh.livejournal.com
Я полагаю, что для "горящих" случаев у вас в Киеве вне всяких сомнений есть психотерапевты-медики в мединституте или Университете. В очень сложных ситуациях это лучший выбор. Медики могут многое, чего даже близко не могут себе позволить психологи без медицинского образования.

January 2020

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122 232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 25th, 2025 11:00 am
Powered by Dreamwidth Studios